В "100 лет тому вперед" Булычева есть эпизод, в котором Коля встречает в 21 веке школьников, запускающих в космос спутник "по школьной программе".Америку-то по кусочку слона характеризовать не буду, но вспоминая это рассуждение становится как-то не по себе.
Я на этих выходных ходил судить соревнование научных проектов настоящих школьников 21 века. Спутники они не запускают, но занимаются вещами не менее (а может даже и более) сложными. Они генетические и внешние факторы аутизма изучают, пищу для диабетиков улучшают, филогенетические деревья по ДНК анализам строят, регуляцию ферментов в почках отслеживают, бактерий в радиации выращивают.
Я одному мальчику говорю: "А с чего ты решил вдруг изучать именно этот кластер микроРНК?" А он мне: "А я в прошлом году на каникулах взял образцы глиом, сделал microarrays, сравнил со здоровыми клетками и нашел несколько кластеров, чья транскрипция в глиомах увеличена. Пока я в школе учился, профессор два самых выдающихся кластера уже взялся изучать, а мне этот вот достался - третий по важности."
А одна девочка меня совсем выкосила: Она у мышей брала стволовые клетки крови, дифференциировала их (немного) в предшественники Т-лимфоцитов, а потом подсаживала другим мышам, у которых иммунная система была разрушена (это имитация раковых пациентов, которым иммунную систему полностью выжигают радиацией и химотерапией, а потом подсаживают новую от донора). Она прямо на живых мышах смотрела, куда именно эти Т-лимфоциты идут в мышином организме (in vivo bioluminiscent imaging) и в какие клетки они развиваются (для этого она использовала multicolor flow по маркерам лимфоцитов). В итоге увидела, что Т-лимфоциты получаются, но с несколько иной функциональностью, чем у здоровой мыши. Я офигел слегка, говорю: "Какую часть этой работы ты сама делала?" Она: "Всю". Я начал спрашивать ее про разные детали работы - всё знает, всё понимает, и по техникам и по теории. Лаб-журнал достала - показала необработанные данные. Пришлось ей все оценки по максимуму выставить.
Update: Поскольку тема вызвала такой оживленный интерес (я, честно говоря, не ожидал), придется написать объяснения относительно того, что это за школьники и как им удается такую работу делать. Хотя некоторые из представленных проектов и возможно сделать в рамках хорошо-обеспеченной американской школы, все-таки большинство из них работали в настоящих научных лабораториях или госпиталях, куда их брали по доброте душевной. У большинства из них были менторы в этих лабораториях, которые им очень сильно помогали. В лабораториях от них требовалось:
Для 15-летних детей, это все не так уж мало и справились они с этими задачами на самом разном уровне.
- Получить некие поверхностные знания о той области, в которой они будут делать исследования
- Разобраться в конкретных экспериментах и понять роли вовлеченных контролей, механизмы работы техник, с которыми они имеют дело и смысл получаемых данных
- Сделать часть работы руками, даже если они просто обезьянничают повторяя то, что им показывает и ментор
- Суметь рассказать о сделанном проекте за 7-8 минут и потом ответить на вопросы по нему.
Update 2: Для тех, кто пытается по этому посту, или по постам вроде "американские школьники 111 на 3 разделить без калькулятора не могут", судить об американской системе образования в целом. Американская система образования очень неоднородна. Даже внутри одного класса разница может быть колоссальной. В предыдущей школе в классе моего сына действительно были дети, которые с трудом умели делить в 8 классе, но был и мальчик, который к концу 9 класса закончил всю школьную программу по математике и стал брать курсы в колледже. И то и другое вполне допускается. Система образования очень гибкая. Не будьте слепыми мудрецами, пытающимися охарактеризовать слона по тому кусочку, что вам достался.
Это каким же надо быть циником и снобом, чтобы искать недостатки в фильме вместо того, чтобы испытывать восторг от великолепного зрелища? ...если вы не в состоянии радоваться и переживать как ребенок от трогательных и эмоционально сильных историй, то вы, скорее всего, уже не способны испытывать обыкновенные человеческие чувства и любить. Вы теряете человечность и превращаетесь в зомби, пусть очень умных и высокодуховных.
вторник, 16 марта 2010 г.
Сто лет тому вперед сегодня или Future in the present
Shvarz:
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий