переход к шопингу сопровождается не развитием закупочных листов, – купи это, купи то. Тенденция обратная. Казалось бы, покупок становится больше, задача становится более сложной, а закупочные листы, наоборот, уходят из жизни. Потому что покупки становятся все более и более спонтанными. Итак, решения о двух третях покупок, которые мы делаем, принимается на месте.
Революция в торговле: влияние на потребление и жизнь
Еще раз:решения о двух третях покупок, которые мы делаем, принимается на месте. Ну то есть для специалистов по ритейлу это, очевидно, common knowledge, но для меня весьма неожиданно.
Происходит возникновение шопинг-моллов, торговых центров, в которых соединяются шопинговая функция с досуговой – там появляются детские площадки, фудкорты, происходит возрождение кинопроката. Последнее, кстати, не случайно. Здесь органично соединяются два мира иллюзий: мир торговли – мир иллюзии номер один, и мир кино – мир иллюзии номер два. Нет ничего более органично соединяемого между собой. И вот, в результате мы видим совершенно странную, казалось бы, картину: вся семья (муж, жена, двое детей) в выходной день, разодевшись и разрядившись, едут не куда-нибудь, а в магазин. Или подростки, вместо того, чтобы шляться, как нормальные советские дети, по стройкам, точнее, по недостроям, вдруг почему-то едут в те же магазины и моллы и начинают там тусоваться. Это становится нормальным. Фактически, во-первых, это означает: если семья едет туда и проводит там субботу или воскресенье, причем не просто заезжает, чтобы что-то купить, а проводит там изрядное количество времени, то это уже не просто место продаж, это становится респектабельным местом, где стоит проводить свое свободное время. Во-вторых, это становится местом своеобразного приобщения к культуре, местом цивилизованного времяпрепровождения.
<...>
Ты идешь вдоль этой вереницы красивых витрин и товаров. Ты, конечно, многое не можешь купить, но, тем не менее, ты чувствуешь себя хозяином жизни: можешь в принципе зайти и купить это и то (может быть, эти вещи тебе и не нужны, но все равно приятно). Эти вещи могут принадлежать тебе – и это возбуждает.
А когда ты приезжаешь в Третьяковку, то ничего не можешь там купить. Кто-то может сказать: «Что это за магазинная культура? Это примитивный вид культуры! Это какие-то эрзацы, это костыли вместо ног, и лучше бы они сходили в Третьяковку – и для детей было бы полезнее». Но происходит другое. И люди едут в торговый центр, а их поездка позиционирована как специфический культурный акт, а не просто купля-продажа: вот ваши деньги, вот наши товары. Все ушло значительно дальше.
Там же.
Комментариев нет:
Отправить комментарий