четверг, 5 мая 2011 г.

Бизнес-модель космических пиратов

Ну что ж, вернемся к теме НФ и космических опер в частности.

Итак, предположим, у нас есть межзвездные корабли. Здоровые такие штуки, они уходят с орбиты, потом кто-то на борту жмет волшебную кнопку и корабль исчезает в одном месте, чтобы появится в другом - очень-очень далеко от старта. Желательно при этом ближе к финишу. Старый добрый пространственный прыжок образца космических опер пятидесятых годов - очень удобно для писателей.

Кроме того, есть такая интересная вещь - каузальная связь (установить ее дорого и непросто, так что казуальной она будет едва ли). Она дает возможность обмениваться информацией быстрее света, для чего использует манипуляции с заранее связанными (квантово сцепленными, если быть более точным) частицами - "часть" из них у одного собеседника, часть у другого. Частицы при этом перестают быть сцепленными и пригодными для мгновенной связи, более того, они "расцепляются" при пересылке сверхсветовым транспортом. И чем большую пропускную способность канала вы задействуете, тем быстрее кончается запас частиц - выбирайте, или передать много (а может и не очень) текста или мало (а может, ну очень мало) видео. Так что для того, чтобы иметь возможность обмениваться сообщениями, нужно заранее отправить к собеседнику "обычный" досветовой межзвездный транспорт с грузом сцепленных частиц и подождать его прибытия несколько десятков лет.

Допустим также, что из-за своих размеров межзвездные корабли не могут сесть непосредственно на планету, так что для погрузки/разгрузки стыкуются с орбитальными станциями, которые соединяются с поверхностью планет космическими лифтами (пусть хоть что-то из наших "предположим" выглядит возможным с точки зрения современной науки - с точки зрения чистой теории, по крайней мере).


И на что же это все становиться похожим?

Сам автор полагает, что на морские путешествия конца девятнадцатого-начала двадцатого веков. В самом деле, у нас есть железные дороги космические лифты, с помощью которых жители страны планеты могут прибыть в порт на орбитальную станцию, где стоят на якоре пароходы с которой состыкованы космические корабли, на борту которых пассажиры и груз медленно перемещаются между странами звездами. Кроме того, имеются кабели межконтинентального телеграфа каналы каузальной связи, быстрой, но дорогой и с ограниченной полосой пропускания.

Именно таков сеттинг, который Стросс использовал для "Железного рассвета" и в котором собирался писать третью книгу серии под рабочим названием "Космические пираты КПМГ". Что может быть любопытным, "Железный рассвет" при написании назывался "Смерть космическим нацистам".

Итак, космические пираты. И космические корабли - сложные и дорогие. Такие корабли трудно строить и затратно обслуживать, так что они должны постоянно везти пассажиров и груз, иначе владелец корабля разорится. И пираты прекрасно знают об этом - потому что у них, конечно, тоже есть корабли... обслуживание которых тоже необходимо оплачивать. Кстати, насколько было распространено пиратство в конце девятнадцатого века? Похоже, оно было не особо прибыльным занятием.

И вот что делают пираты, чтобы получить деньги: они пеленгуют цель, похожую по характеристикам на торговый корабль, выравнивают курсы и берут торговца на абордаж.

Но космические пираты не убивают, не насилуют и не грабят пассажиров и экипаж. Потому что после этого им пришлось бы самим вести захваченный корабль. искать, кому продать груз, делая при этом огромные скидки с действительной стоимости, придумать, что делать с захваченным кораблем (использовать? это довольно дорого, как уже говорилось. Продать? еще труднее, чем груз. Может, бросить? Едва ли владелец порта придет в восторг от этого). Не говоря уже о том, что это вызовет вполне определенную реакцию, которая плохо влияет на ожидаемую продолжительность жизни...

Вместо того, пираты проводят инвентаризацию груза и аудит систем корабля, а после повторяют досмотр, чтобы найти секретный, не указанный в декларации груз. По большей части такого не происходит, но иногда сейф лайнера оказывается набит деталями для квантовых компьютеров или действительный объем жидкости на борту танкера меньше заявленного, в то время как масса, напротив, выше - как если бы он вез что-то очень плотное, вроде стабилизированого нейтрония...

Нет, секретный груз пираты тоже не крадут. Вместо того они отправляют посыльное судно к своей ближайшей базе и связываются оттуда по собственной каузальной связи с сообщниками, чтобы те начали торговлю опционами, используя инсайдерскую информацию от пиратов. И еще они дают инспектированному кораблю вооруженный эскорт, чтобы транспорт точно прибыл, и прибыл точно вовремя.

Так что пираты в мире Эсхатона перелетают на борт "купца" не в бандане и с абордажной саблей наперевес, а в деловом костюме, зажав в зубах компьютерный терминал с запущенной электронной таблицей, а для обеспечения старости рассчитывают не на покупку таверны, а на партнерство в консалтинговой фирме.

Пираты такого сорта очень не нравятся биржевым брокерам, зато вполне устраивают капитанов космических кораблей, потому что космос большой и неуютный и в нем порой встречаются глупые варвары, которые пытаются захватить торговца из иной системы, думая именно об убийствах, грабежах и насилии. Глупые варвары мешают бизнесу. Профессиональные пираты категорически не одобряют такой способ ведения дел, и при встрече с глупыми варварами немедленно применяют радикальные защитные меры.

А теперь вспомним события "Сингулярного неба". У Новой Республики множество проблем: Республика разваливается на части, встреча с Фестивалем привела к Сингулярности на Рохарде, экономика в разрухе, даже вооруженные силы сидят без денег. Стоит ли удивляться тому, что часть экипажей боевых кораблей взбунтовалась и отчалила в неизвестность, попытать судьбу под "Веселым Рождером" (вот эти пираты точно не имеют понятия ни об опционах пут ни о бизнес-планах)?

Корсары в деловых костюмах не одобряют такой способ ведения дел...

Оригинальная заметка "Books I will not write #4: Space Pirates of KPMG".

Комментариев нет:

Отправить комментарий