- Лошадь захг'омала,
Командиг' убит,
Конница г'азбита,
Аг'мия бежит.*
- Достаточно! Неплохо, Одо, только произношение у тебя хромает, как та лошадь. Бета с плюсом и работать над дикцией. Манни, теперь ты продолжай.
- Враг! Вступает! В город!
Пленных! Не! Щадя!
От! Того что! В кузнице!!
Не было!! Гвоздя!!!
- Манни, ты пока не на войне, - заметил учитель. - Холоднокровнее, Манни. Альфа с минусом, минус - за интонации. Значит, гвоздя не было. А кто нам расскажет, о чём повествует сия историческая песнь? А расскажет нам... допустим... Мильда.
Пухленькая белокурая Мильда подскочила, едва не повалив стул, и, задыхаясь от волнения, начала:
- Это было двадцать пять лет назад, в третий и последний год царствования государя Риккарда Третьего. Лягушкоеды под предводи...
- Не лягушкоеды, а батрахофаги, Мильда, у нас здесь всё-таки лицей, а не таверна.
- Извините, господин учитель. Батрахофаги под предводительством генерал-атамана де Молинэ внезапно напали на город. Государь Риккард смело повёл конницу на врага, но внезапно его лошадь оступилась, он упал и погиб от подлого выстрела. Обезглавленная армия не могла более сопротивляться лягу... батрахофагам, которые ворвались в столицу и предали её огню и мечу. Лорд-канцлер Балдвин был вынужден откупиться от них землями, золотом и людьми, и только тогда они согласились вернуть нам самоуправление.
При слове "самоуправление" учитель поморщился, но кивнул: дальше.
- После войны, - продолжила Мильда, - была создана комиссия по расследованию, которая нашла виноватого. Им оказался кузнец Говер Хромой из Кантии, который подковал Суррея, коня государя Риккарда. Вместо десяти уставных гвоздей в правую переднюю подкову Говер вбил только девять, что и привело к паде... к пораже... к вышеуказанным событиям. Говер был закован в кандалы, проведён позорным маршем по столице и прилюдно казнён, а битва получила название "Говерово Позорище".
Учитель кивнул ещё пару раз по инерции, потом объявил:
- Твёрдая альфа. Молодец, Мильда, всем бы так. Что тебе, Аманта?
Худенькая и неказистая черноволосая девочка, обычно прячущаяся за спинами рослых одноклассников, тянула руку.
- Господин учитель, разрешите вопрос.
- Разрешаю, - смилостивился учитель.
- Кто возглавлял комиссию по расследованию?
Учитель улыбнулся.
- Правильный вопрос по теме. Комиссию возглавил лично лорд-канцлер Балдвин.
- Спасибо, господин учитель. А что делал канцлер Балдвин во время войны?
- Хорошо, отвечу и на этот вопрос. Во время войны, как и в мирное время, он был местоблюстителем государя, занимая пост вице-командира кавалерии. Итак, мы с вами сегодня будем...
- Извините, господин учитель, я хочу спросить.
Учитель стукнул кулаком по столу. И что только творится сегодня с этой тихоней! Но нет, нельзя подавать детям дурной пример, надо взять себя в руки.
- Что, Аманта?
- Когда погибает командир, вице-командир должен занять его место во главе войска. Отчего же армия была обезглавлена?
Хм. И в самом деле - почему? Учитель задумался, как бы сформулировать ответ, но настырная Аманта не умолкала.
- А как случилось, что нападение батрахофагов было внезапным? Ведь у нас есть разведка, разве нет?
- Есть разведка, - растерянно проговорил учитель. - Наша разведка - одна из лучших в мире, обладает особыми полномочиями, обеспечивается специальным бюджетом и подчиняется напрямую...
- Да, господин учитель?
- ...Напрямую лорд-канцлеру. Верно.
- Значит, не так уж виноват кузнец Говер, если разведка... и армия...
- Ну и что? - учитель был смущён, отчего его раздражение усиливалось. - История не знает сослагательного наклонения! Всё равно основной причиной поражения явилась гибель государя Риккарда, а тот погиб оттого, что кузнец Говер сэкономил на гвозде!
- Не сэкономил, господин учитель, - тихо возразила Аманта.
- Что-о?
Весь класс смотрел на неё. Покраснев, она прошептала:
- У меня есть точные сведения, что гвозди, которые использовал Говер для коня государя, были последними в его кузнице. Он дважды писал об этом лорд-канцлеру ещё до войны, но...
Учитель побагровел.
- Что ты порешь? Какие у тебя могут быть точные сведения? Тебя ещё на свете не было, а...
- Меня не было, - сказала Аманта. - Но я видела копии его писем и отчётов.
- Где??
- Дома, у бабушки. Говер Хромой был моим дедом.
Учитель с шумом выдохнул воздух. Неожиданно ему стало совсем легко.
- Так, - спокойно промолвил он. - Этого я не ожидал. Среди нас, оказывается, сидит отродье того мерзавца, который погубил страну и государя. И оно ещё поучает нас о причинах войны. Вон с моих глаз, Аманта! И собирай вещи: сегодня же ты будешь отчислена из лицея.
Аманта медленно шла к выходу. Губы её ритмично шевелились, как если бы она повторяла какой-то стишок, считалку или заклинание: но никто из присутствующих в классе не разобрал ни слова.
Отсюда.
Комментариев нет:
Отправить комментарий