В качестве источников вдохновения следует назвать:
- Гностический миф в изложении Иринея (интересно, скольких вообще аффтаров на протяжении человеческой истории вдохновила эта мегатрава)
- "Черная книга Арды" Элхэ Ниэннах. Вместе с Сильмариллионом, наверно (я довольно долго была толкиниеннахнутой)
- Б.А. Рыбаков, великий человек, и его гипотезы о Роде и Рожаницах
- Доктрины брахманизма и даже чайтанизма, потому что они вообще съели мой моск
- Собственная эндокринная система, самопроизвольно вырабатывающая психоактивные вещества страшной силы :))
Внимательный читатель заметит, насколько Айнулиндале уважаемого Профессора похоже-таки на этот самый гностический миф. Айнур = Эоны, Мелькор = София или Демиург, как уж посмотреть. Так что я шла по следам великанов :)
Как все это будет вкратце:
- есть некий Первоисточник, занимающийся Творением. Один из Сотворенных, со зла ли, по неразумию или каким-то иным соображениям, вносит в Творение нечто новое, не сочетающееся с замыслом Первоисточника. После чего объявляет Первоисточником себя.
В христианстве Сатана настолько не обнаглел - ему достаточно титула "князь мира сего", на трон Яхве он не лезет.
В гностицизме новое вносит София-Мудрость, а творит уже ее корявый и гунявый отпрыск-Демиург. Демиург просто невежествен - он творит мир, но не осознает, откуда ему приходят идеи и образы, и считает себя Первоисточником.
У Толкина Мелькор в "Повести Аданэли" называет себя Единым.
У Ниеннах Мелькор действительно является творцом людей, хотя мир сотворен не им.
Две богини, с мифа о которых все началось - это две Рожаницы, о которых говорит Рыбаков. Рожаницы у него - мать и дочь. Еще при них есть Род, и он у меня тоже не пропал, хотя в романе об этом я не пишу - это уже ересь рескиатства.
Из чайтанизма я беру понятие "лилы", божественной игры. Всякие европейские философы тоже об этом писали, но намного позже, скучнее, и я их не читала. Зато о лилах Кришны я осведомлена как нельзя лучше :) Как все это будет вкратце:
- создание, существование и уничтожение мира с его последующим воссозданием, все смены юг и кальп, сопровождающиеся тотальным пиздецом - это игра верховного бога, затеянная исключительно с целью поразвлечься. Битва на Курукшетре (в которой, как говорится в "Махабхарате", погибли миллионы человек) - это тоже лила Кришны.
И последнее - это мудрецы-риши брахманизма, которые становились сильнее богов и диктовали им свою волю. Историю Вишвамитры я уже и в "Хирургическом вмешательстве" излагала, ибо до такого и Ницше с его сверхчеловеками додуматься не посмел. В общем, напоминаю: однажды индийские боги поздоровались с этим великим мудрецом недостаточно вежливо. Мудрец страшно разгневался и решил сотворить новый мир с порядочными богами. Его личная сила была так велика, что он действительно был на это способен - т.е. был равен Брахме.
Как это было.
Во-первых, я поменяла местами некоторые вещи. Первоисточник, который во всех существующих вариантах а) благ, б) мужского или по крайней мере неопределенного пола - у меня Немилостивая Мать. То есть в принципе Рескит тоже не является Злом. Она Абсолют. Но Абсолют сродни Кришне - который ради развлечения примеряет маски разных личностей и устраивает мировые войны с тем же энтузиазмом, что групповушки. Еще в ней есть нечто от Хаоса из диады Хаос/Порядок. Рескит не желает сохранения созданного. Она предпочитает бесконечную смену картин-состояний-и т.д. В первой песни Легендариума говорится, что она дала своим детям Песок, Солнце и Золото, чтобы дети играли. Эту триаду можно понимать как тело, душу и дух, можно как материю, энергию и информацию, по-всякому можно. Грех Арсет заключается не в том, что она нечто сотворила, а в том, что она пожелала сохранить созданное. Опять-таки, Арсет-София-сводная сестра Тано Мелькора - у меня настоящий демиург. И идеи, и исполнение принадлежат ей :)
Два этапа творения - это, конечно, из Толкина. Эльфы и люди. Разве что я из вредности объявила эльфов черновой и несовершенной работой неопытной создательницы :) А вот сражение с вечной смертью и любящая своих детей Арсет, которая просто не может обернуться, чтобы откликнуться на молитвы и помочь - это уже мое собственное. Концепция священной гордыни - тоже, хотя она навеяна брахманистским пониманием сверхчеловека. "Когда ребенок вырастает, он становится сильнее матери и должен защищать ее, как она его защищала". "Наша мать Арсет - не всемогуща, она изнемогает в битве, ей нужна наша защита". Поскольку сражается Арсет с Абсолютом, то чтобы встать с нею рядом, нужно нехило так мнить о себе. Совершенное воплощение такой гордыни - царица Ликрит. (Надо сказать, что исторически арсеиты ехали на этом крышей со страшной силой. Неврозы на этой почве цвели даже пышнее, чем в нашем мире - на почве христианского смирения).
Что еще наоборот:
- айин, высочайшее переживание арсеита - счастье обреченных, радость отсутствия надежды. В нашем мире религии - главным образом религии надежды, а вот там - безнадежности. Нету наверху всемогущего и всеблагого, чтобы тебя защитить. Ты противостоишь злу, прямо сейчас, и полагаться можешь только на себя и соратников, но не на Создательницу. (В народной вере есть такое мнение, что каждый поступок человека может придать силы Арсет или отнять их: сделал кому-то добро - мир просуществует на час дольше, как-то так. В Легендариуме этого нет).
Потом надежда все-таки появилась, надо сказать, не могут люди без этого :) Пророчество Ирмерит, в котором говорилось о светлом воинстве: оно станет обороной мира, мир будет существовать вечно, прекрасным и светлым, каким его задумала Арсет. Но айин остался. Когда в "Далеких Твердынях" на глазах у священницы умирает замученный человек, она говорит "надеюсь, в следующей жизни он сумеет воспитать в себе твердую волю и не падет жертвой зла" - и все.
- понятие рая. Рай, то есть место, идеальное для жизни - это наш мир и есть. Жизнь - счастье. Мир испортило внешнее зло, его надо почистить, и тогда все будет прекрасно. А вот после смерти рая точно нет. Либо ты рождаешься снова, либо - если ты великий духом подвижник - становишься воином светлого воинства, и тогда - "...вечный бой, покой нам только снится". (В народной вере самые страшные преступники либо становятся злыми духами, либо духи их съедают).
Ну и напоследок.
Арсеитство очень терпимо к разным вариациям доктрины и мифа. Есть даже понятие разрешенной ереси - по принципу "чем бы дети не тешились, лишь бы Рескит не служили". И есть, разумеется, ереси страшные и непростительные, которые искореняли огнем и мечом.
Рескиаты считают, что Рескит, естественно, - Абсолют благой. Начало истории, игры ее детей, - это некий перебор вариантов, Рескит просто не стала творить сплеча. Вариант, который выбрала и стала защищать Арсет - неправильный, именно поэтому в мире все наперекосяк, а не потому, что его отравляет внешнее зло. Арсет должна сдаться, и тогда придет настоящий Создатель, чтобы изменить мир в соответствии с замыслом Старшей Матери; и будет это не Дочь, но Сын.
Патриархальная, в общем, секта :)
Ольга Онойко
Ср. "Конструирование религии в мире фэнтези" Маккавити, хотя там скорее с позиций создания модов для ролевых игр подход. Или то, что получилось у Р. Скотта Бэккера в серии "Второй Апокалипсис" (кстати, если учесть, что в том мире не было ни Иоанна, ни Библии, название не вполне корректное - Вторая Катастрофа или Второе Пришествие было бы вернее, но автор решил так).
Комментариев нет:
Отправить комментарий