среда, 5 мая 2010 г.

Его грядущее иль пусто, иль темно?

Признаюсь, так вышло, что я первый раз вчитался в мир нынешних 18-летних студентов "престижных вузов" (часа 4 читал). Это, конечно, совсем другая планета. Вот Олег Кашин и Стас Яковлев уже с месяц переписываются о "хипстерах и блогерах". Но как я понял, на смену "хипстерам и блогерам" идёт какое-то новое поколение. Да, безусловно, в их мире есть хипстерские "Солянка" и "Мост", кислота, свальный грех и повальная бисексуальность (что удивительно, даже афишируемая).

Но одновременно тотальный инфантилизм, на уровне мультипликационных персонажей. Какой-то трубадурский романтизм и тут же нежелание жить в "этой стране" и денежный прагматизм, когда за 1 тысячу рублей люди готовы друг друга удавить. При всём этом - мечта о крепкой семье, детях и "доме на берегу моря под Барселоной". Полная эклектика.

Вот у меня ощущение, что это всё из репертуара западных конца 60-х. Конечно, тоже в виде фарса (типа акций "синих ведёрок") и бракованных копий, как и почти всё в России. У нас ведь даже у власти "бракованный Хрущёв", и тоже, кстати, из 60-х.

Но скорее всего, это "шестидесятничество" уйдёт в свисток, потому что настоящие 60-е на Западе - это бэби-бумеры, которым в силу их многочисленности не находилось места в индустриальной экономике, а в России они - кот наплакал. У нас это всё рассосётся по лакунам - "хипстерам", "блогерам", "фашистам", чиновникам ЕР.

Возможно, я и ошибаюсь в определении этого поколения. И нужно не 4 часа, а 400 часов читать их аккаунты в социальных медиа, месяцами беседовать и десятками пальпировать.

- А в середине-конце 80-х разве не то же самое было?

- Нет, богоискательства много было, хиппарства, эскапизма <...> Если вы вспомните разговоры тех компаний - они всё были о поиске смысла. Не денег.

- А на этот счет у меня есть пара спорных мыслишек.

Во-первых, они взрослели в 90-е и 2000-е, среди контрастов, резких взлетов и падений и колоссального ускорения ритма жизни. Я представляю, чего они наслушались в детстве от своих родителей. В те годы разговоры в семьях были только о деньгах, потому что кому-то надо было просто выжить и считали каждую копейку, а кому-то следить за бизнесом, успеть вложить средства, приобрести недвижимость, машины, вещи, чтобы не потерять все, кого-то подкупить и т.д.

Во-вторых, пресловутая пропаганда гламурного образа жизни и потребительского мышления. У меня племянник, которому сейчас лет 10, раньше всего выучил стишки и слоганы из рекламы! Потому что они повторяются 300 раз за день, потому что там яркие краски и веселые персонажи(часто мультяшные). В рекламе, сами понимаете, речь тоже о выгоде, о ценах и т.д.
И вот дети, выросшие на разговорах о деньгах, входят в мир с представлением, что ничего важнее просто нет.

Они выросли на интернете, который развивает массовость сознания похлеще любой пропаганды. Некоторые мои знакомые молодые люди - просто ходячие сборники мемов, которые при постоянном повторении дейтсвуют как уже упомянутая реклама.

Но есть и интерес к культуре, и к духовности. И поиск смысла, и попытки вырваться из потока, замедлиться.

Раньше только этот интерес был более направленным, а сегодня даже мне трудно отсеивать полезное из огромного потока информации. Я отсекаю и отсекаю ненужные источники, а они как головы гидры, вырастают и вырастают. А каково подростку разобраться? Пока найдет правильные приоритеты и ориентиры, ему уж под 30 будет, он станет инфантильным дядкой в майке с героями сауз парка и мечтой свалить в гоа или усталой истеричной женщиной на антидепрессантах, мечтающей свалить свои проблемы на какого-нибудь неинфантильного дядьку.

Вот об этом подумать надо. Как обеспечить привлекательность и доступность полезной информации среди помойки. Кстати, тут хорошо смотрится тот же лукэтми и подобные штуки с сортировкой событий и интересным их оформлением + легкими, но познавателными статьями.

Комментариев нет:

Отправить комментарий