среда, 15 мая 2019 г.

Мечтают ли зимбо об электроовцах?

Хе-хе, оказывается, сто лет валяется перевод в черновике :)
Акт чтения неразрывно сплетен со структурами языка и сознания...

Мы – существа сознания; когда мы ощущаем окружающий мир, мы сплетаем повествовательный отчет о собственном существовании, который дает нам ретроспективный временной график, в котором мы закрепляем нашу точку зрения и чувство единой идентичности. Мы обладаем теорией разума, которая позволяет нам приписывать намерения другим организмам - "собака укусила почтальона, потому что она была напугана (а страх вызывает побуждение к бою / бегству)" – ценная способность, помогавшая выживать во время предыстории человечества на равнинах Африки. Еще мы обладаем языком с синтаксисом и глубокой семантикой и грамматикой – возможно, уникальная и очень мощная способность, которая позволяет нам кодировать поведение и идеи и передавать их из одного разума в другой.

Когнитивные философы на протяжении многих лет пережевывали концепцию сознания, пока она не стала серой и мягкой по краям – но без особых успехов в ее усвоении. Один из мысленных экспериментов, которые они используют для изучения сознания, это идея зомби. В когнитивной науке зомби – философский мысленный эксперимент, человек без внутреннего состояния, без чувства идентичности, без "я". Насколько нам известно, философских зомби не существует, но они обладают рядом интересных атрибутов; они предположительно едят, спят, дышат и реагируют на раздражители, но не обладают личностью. Если вы спросите того, кто он или она, или что они испытывают, они не смогут сформулировать ответ, который кодирует любое чувство идентичности: они наблюдают, но не испытывают.

Чтобы исследовать некоторые вопросы, возникающие у философских зомби, Даниэль Деннетт предложил новую категорию: "зимбо". Зимбо – это особый тип зомби, который, когда его спросят, будет отрицать, что он зомби. Это его единственная особенность. Это похоже на пустой дом, в котором горит свет, дома никого нет, но отсутствующий хозяин оставил запись с записью лая собаки или плачем ребенка, играющую в непрерывном цикле с целью отпугнуть грабителей. Если вы спросите зомби о себе, те ничего вам не скажут. Если вы спросите зимбо о себе, они понавертят убедительных доводов, но все это ложь – они ничего не чувствуют. Отличить зимбо почти невозможно, потому что они утверждают, что осознают себя; мы можем быть окружены ими или даже женаты на них, но мы никогда не узнаем.

Когда мы читаем беллетристику, автобиографию или любой другой повествовательный текст, который кодирует человеческий опыт, а не какое-то утверждение о не-человеческой вселенной, мы участвуем в интересном процессе; Стивен Кинг назвал его ближайшей вещью к телепатии, что человечество развило на настоящий момент. Автор кодирует свой внутренний опыт, запечатлевает его в виде текста и передает читателю в какой-то упаковке. Затем читатель вводит текст и, используя свою теорию разума, создает симуляцию внутренних психических состояний, которые автор кодировал.

Что происходит, когда зимбо читает "Разум и чувства и зомби"?*

Горит свет, но окна открываются в пустой дом и, следовательно, нет теории разума, которая бы создавала эмуляцию внутренних состояний персонажей Джейн Остин. Вы можете расспросить зимбо о его материале для чтения, и они могут ответить на фактические вопросы о тексте, но они не смогут сказать вам, почему Элинор и Марианна испытывают какие-либо эмоции, потому что им не хватает теории разума – когнитивного инструментария, необходимого для вывода внутренних состояния и приписывания их другим существам.

Таким образом, можно ожидать, что в логовах зимбо должнло быть на удивление мало произведений, которые вызывают эмоциональную вовлеченность и внутренние споры с непокорными вымышленными героями, которым нужно осознать ошибочность своих путей, вытащить свои воображаемые головы из своих вымышленных задниц и разобраться в себе.

И, что более важно, мы можем сделать вывод о существовании непогрешимого теста на то, является ли человек человеком или зимбо... потому что зимбо не может писать фанфики. Даже плохие фанфики. Они, вероятно, вообще не могут писать какие-либо художественные произведения или даже достоверно распознают различие между художественным произведением и фактическим повествованием.

Зимбо не мечтают об электрических овцах. При наступлении зомби-апокалипсиса мы можем использовать это, чтобы защитить себя.



*На самом деле, такой книги нет, есть "Гордость и предубеждение и зомби" и "Разум и чувства и гады морские" :)

Комментариев нет:

Отправить комментарий