вторник, 22 сентября 2015 г.

Как США обеспечили победу доллара в Бреттон-Вудсе

О как!

Оригинал взят у olga_euro
Под таким названием вышла моя статья в журнале "Вопросы экономики" № 8, 2015 г.

В ней на основе анализа исторического материла я показываю, что переход к золото-долларовому стандарту был после войны - не закономерностью, а результатом ловкого политического маневра США. Имевшиеся на тот момент экономические предпосылки не исключали другого сценария - всеобщего перехода на необеспеченные бумажные деньги (что произошло в 1971 г. после краха Бреттон-Вудса). Но США решили использовать скопившийся у них огромный золотой запас, чтобы сделать доллар главной мировой валютой. Седлать это можно было только летом 1944 года - в короткий промежуток времени между открытием второго фронта и формированием самостоятельных правительств европейских стран. Вашингтон сумел поторопиться. Да так, что никто из союзников не понял, что произшло.

По любезному разрешению редакции журнала "Вопросы экономики" публикую один параграф из статьи - о сроках проведения конференции и их значения для ее исхода. (В приведенном отрывке сноски опущены).

12 февраля 1944 г. объединенный англо-американский штаб издал директиву о проведении операции «Оверлорд», предусматривавшей форсирование Ла-Манша и высадку в Нормандии американских, канадских и британских десантов численностью свыше 1 млн. человек. Операция означала открытие второго фронта в Европе.

25 февраля 1944 г., спустя неполных две недели, Сталин получил от Рузвельта секретное письмо, целиком посвященное будущей международной валютной конференции.

Его текст заслуживает пристального изучения и цитирования. «В течение почти целого года, – сообщал американский президент, – между экспертами многих Объединенных Наций происходили неофициальные переговоры по техническим вопросам, касающимся механизма международной валютной стабилизации; эти переговоры являются подготовительными к возможному созыву конференции Объединенных наций по вопросам валюты. Аналогичные переговоры, хотя и в менее широком масштабе, происходили по вопросу о возможности учреждения аппарата для содействия международным капиталовложениям в целях экономического развития. Также, до известной степени, среди некоторых Объединенных наций имел место неофициальный обмен мнениями по таким вопросам, как торговая политика, товарная политика и деятельность картелей». Рузвельт откровенно заявлял об иерархии выносимых на повестку дня вопросов и степени их проработанности. Первым и наиболее проработанным был вопрос о валюте, следующим – об инвестициях в целях развития, последним – о международной торговле.

Ссылаясь на решения Московского совещания министров иностранных дел (октябрь 1943 г.), Рузвельт подчеркивал «необходимость как в неофициальном обмене мнениями, так и в официальных конференциях по различным экономическим проблемам». Он намеренно расширял тематику будущей валютной конференции до вопросов международного экономического (а не только валютного) сотрудничества и сужал ее полномочия до чисто процедурных. «Для меня ясно, что имеется очевидная нужда в аппарате Объединенных наций для совместной разработки процедуры, при помощи которой должны быть рассмотрены различные сферы международного экономического сотрудничества…» И далее: «Здесь я поднимаю лишь вопрос о дальнейших шагах к созданию аппарата Объединенных наций для послевоенного экономического сотрудничества». Американский президент просил сообщить мнение советского правительства о данном предложении, а также изложить «любые другие соображения в отношении наилучшей процедуры, которой следует придерживаться в этом крайне важном вопросе» (во всех случаях курсив мой – О.Б.)

10 марта Сталин ответил Рузвельту: «Ваше послание по вопросу о послевоенном экономическом сотрудничестве получил». Глава советского правительства понял  американского президента именно так, как тот того хотел. Сталин счел «вполне целесообразным» создание аппарата для разработки вопросов международного экономического сотрудничества, а также «для установления условий и порядка рассмотрения» таких вопросов. Согласие Советского Союза, принявшего на себя главную тяжесть войны, на открытие конференции имело решающее значение для ее международного авторитета и правомочности. Отныне путь к ней был открыт.

Несмотря на то, что Рузвельт называл созыв конференции возможным, подготовка к ней шла полным ходом. 5 апреля 1943 г. министр Моргентау направил проект плана Уайта правительствам 37 стран антигитлеровской коалиции. Вскоре в печати появился план Кейнса. 21 апреля 1944 г. совместное заявление технических экспертов было одновременно опубликовано в Вашингтоне, Лондоне, Москве, Чунцине, Оттаве, Рио-де-Жанейро, Мехико и Гаване. Данный список удачно создавал иллюзию глобального охвата, хотя пять из восьми столиц находились в Америке, относимой доктриной Монро к сфере влияния США. Китайский Чунцин выполнял функцию столицы временно. Прежние столичные города Нанкин, Пекин и Шанхай находились в обширной зоне японской оккупации, простиравшейся на 600 км вглубь материка от берегов Желтого и Восточно-Китайского морей. На неподвластной китайскому правительству территории проживала основная часть населения и располагались главные производительные силы страны. Японские военные корабли несколько лет держали блокаду китайских портов.

26 мая президент Рузвельт разослал правительствам 44 стран приглашение на конференцию, которая открывалась уже через месяц – 1 июля. Здесь надо учесть, что в то время путь из Европы в расположенный на северо-западной окраине США штат Нью-Хемпшир занимал не меньше 10 - 15 дней, включал плавание на пароходе через Атлантику и путешествие на поезде. Значит приглашение было отправлено с критически малым запасом времени.

Бреттон-вудская конференция началась спустя три недели после открытия второго фронта. Созвать ее до этого события было принципиально невозможно, поскольку почти все европейские страны антигитлеровской коалиции находились в зоне немецкой оккупации и не имели государственности. Открытие второго фронта устраняла это препятствие, если не фактически, то психологически. Высадка в Нормандии вселяла в воюющие народы веру в скорую победу над фашизмом и – что важно для нашего исследования – сообщала некий род легитимности находившимся в изгнании европейским правительствам. Следовательно, позволяла считать решения конференции правоустанавливающими.

На то, что США стремились как можно раньше созвать валютный форум, указывает и график конференций, проводившихся по решению Московской и Тегеранской встреч великих держав (октябрь и декабрь 1943 г. соответственно) о формировании организации объединенных наций в целях поддержания мира и безопасности. Первой из них, как ни удивительно, стала конференция по вопросам валюты, не имевшая никакого отношения к безопасности.

Общее расписание имело следующий вид:

  • 1 – 22 июля 1944 г. – конференция в Бреттон-Вудсе по вопросам валюты; 
  • 21 сентября – 7 октября 1944 г. – заседания в «Думбартон-Оукс» по вопросу о целях, структуре и функциях всемирной организации; 
  • февраль 1945 г. – заявление великих держав после встречи в Ялте о решимости учредить «всеобщую международную организацию для поддержания мира и безопасности»; 
  • 25 апреля 1945 г. – открытие конференции в Сан-Франциско по вопросу о создании ООН; 
  • 26 июня 1945 г. – подписание Устава ООН (вступил в силу 24 октября); 
  • 18 января 1946 г. – открытие первой сессии генеральной Ассамблеи ООН. 

Заседание в Бреттон-Вудсе, хотя и называлось конференцией объединенных наций, проводилась за два месяца до того, как великие державы согласовали цели и структуру ООН, и за год до подписания ее устава. Заметим, что решение о созыве конференции ООН по главным вопросам международного экономического сотрудничества - торговли и занятости  - было принято в феврале 1946 г., а сам форум открылся в ноябре 1947 г. – спустя два с лишним года после окончания войны.

Торопливость, с которой США созывали валютную конференцию, конечно, не была случайной. Администрация Рузвельта видела перед собой четкую цель и понимала, что имевшееся для ее достижения окно возможностей может очень скоро закрыться. Для выяснения мотивов американской стороны обратимся к истории военных операций 1944 г.

Пока участники форума заседали в фешенебельном отеле «Маунт Вашингтон» с танцзалом, крытым бассейном и внутренним двориком с витражами в стиле Тиффани, экспедиционные силы союзников расширяли плацдарм в Нормандии, с которого им предстояло прорываться в Бретань и в бассейн Луары. В течение июня, несмотря на штормы, войска союзников соорудили сборные порты, а также проложили от них дороги вглубь полуострова при помощи бульдозеров и стальной сетки. К концу месяца они овладели городом и стратегически важным глубоководным портом Шербур. Столица Франции ждала освобождения до конца августа.

Незадолго до этого, в мае 1944 г. англо-американские войска при поддержке французов и поляков предприняли широкое наступление на материковой Италии. 4 июня 1944 г. союзники вошли в Рим, надеясь вскоре завладеть Флоренцией и форсировать линию Пиза – Римени с целью прорыва в долину реки По. В сентябре союзники начали наступление в районе Неаполя.

10 июня 1944 г. Красная Армия начала первый тур общего летнего наступления, а в конце июня – второй его тур с участием 130 дивизий, включая бронетанковые. За июль части Карельского фронта вышли на советско-финскую границу, а Ленинградского – приблизились к Нарве. Крупная группировка противника была уничтожена в Вильнюсе. В ходе операции «Багратион» советские войска взяли Минск, полностью освободили Белоруссию, пересекли границу с Польшей и продолжили успешное наступление по направлению к Варшаве. Армии 1-го Украинского фронта окружили и уничтожили немецкие войска в г. Львов. По свидетельству Г.К. Жукова, мощные удары четырех фронтов привели к разгрому немецкой группы армий «Центр», в результате чего в стратегическом фронте противника была пробита брешь до 400 километров по фронту и до 500 километров в глубину (Жуков, 1969, с. 587).

17 июля 1944 г., когда на Бреттон-Вудской конференции шло согласование уставных документов банка реконструкции и развития, по улицам Москвы под конвоем прошли 57 тысяч взятых в плен немецких солдат и офицеров, включая 19 генералов. 20 июля, за два дня до окончания конференции, группа высокопоставленных германских офицеров совершила покушение на Гитлера с целью его убийства, свержения нацистского правительства и начала переговоров с союзниками. Гитлер чудом избежал предназначенной ему бомбы. Успех предприятия мог открыть путь к перемирию и быстрому окончанию войны, тем более, что советские войска как раз вышли на государственную границу СССР. При таком развитии событий внимание союзников целиком переключилось бы на решение вопросов послевоенного устройства мира, восстановления государственности оккупированных стран, вывода войск стран оси с их территории, демаркации границ и т.п. Капитуляция Германии, без сомнения, отодвинула бы валютную конференцию на год или больше. Если американская разведка располагала сведениями о готовящемся покушении, то у правительства США имелись все резоны для форсирования встречи в Бреттон-Вудсе.

К лету 1944 года исход второй мировой войны был предрешен. После Сталинграда, Эль-Аламейна, Курска и высадки союзников в Италии нацисты окончательно потеряли стратегическую инициативу, перешли к обороне и отступлению. Сколько еще продлится война, не мог никто. Открытие второго фронта в Европе и согласованное в Тегеране общее наступление советских войск ставило вопрос о том, сможет ли Германия вести войну на два фронта, а фактически на трех направлениях: с СССР на востоке, с союзниками в Средиземном море и во Франции. Прекращение войны или быстрое освобождение стран Европы в результате стремительного продвижения советских войск и войск союзников в корне меняло формат валютной конференции. В новой ситуации состав формума расширился бы географически за счет нейтральных и, не исключено, капитулировавших стран, а также усиливался юридически и профессионально. Вместо вялых, ни за что не отвечавших эмигрантских правительств на форум прибыли бы полномочные министры и функционеры, готовые отстаивать артикулированные  национальные интересы. Осознание и формулировка таких интересов могла произойти и до окончания боевых действий: открытие второго фронта резко активизировало национально-освободительное движение и движение сопротивления в европейских странах, что могло привести к быстрой консолидации политических элит.

Наиболее удобным для США был временной промежуток между открытием второго фронта и до замены номинальных эмигрантских правительств дееспособными кабинетами министров и тем более – до прекращения огня и обретения независимости странами Европы. Это давало Вашингтону выгодный состав участников и свободу рук в определении содержательной части.

Комментариев нет:

Отправить комментарий